Активизация познавательной деятельности обучающихся

через нетрадиционные формы урока

Кому из учителей не знакомы скучающие лица учеников во время урока? Знакомы, пожалуй, всем. Что это? Задача учителя не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний, добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок удается не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, помогают преодолевать трудности в обучении. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны.

Форм нетрадиционных уроков очень много. На слайде презентации размещены только некоторые из них: урок-экскурсия, урок-исследование, урок-путешествие, урок-сказка, урок-игра, урок-соревнование, урок-КВН, урок-викторина, урок-олимпиада, урок творчества, урок-обобщение, урок-зачет, интегрированный урок, урок-семинар, урок-конкурс, урок-праздник, урок-инсценировка, урок-спектакль, урок-концерт, урок-проект, урок-встреча.

В своем выступлении я остановлюсь только на следующих формах нетрадиционных уроков: уроке-экскурсии, уроке-исследовании, уроке-путешествии, уроке-сказке, уроке-игре, уроке-соревновании, уроке-КВН, уроке-викторине, уроке-творчестве, которые наиболее часто применяю в своей работе.

И начну с урока-исследования, т.к. в современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.

Под уроком-исследованием я понимаю деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но не знакомым учащимся). Хочу остановиться на уроке окружающего мира во 2 классе. Урок по теме «Воздух». Любое исследование имеет определенную структуру. В начале урока была поставлена цель перед учащимися, повторили теоретический материал, посвященный данной теме («Что такое воздух?»).  Для того чтобы узнать свойства воздуха, дети выполнили практическое задание. На фотографиях презентации показаны некоторые этапы урока. Ученики приходят к выводу, что воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность, а огонь потухнет, если доступ воздуха прекратится. В заключении обобщаются полученные результаты, учащиеся делают собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук, оно выполняется, имеет подобную структуру.

На двух других слайдах урок русского языка. Ребята искали ответ на вопрос, какую роль имеют прилагательные в русском языке.

Цель урока-исследования заключается в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открывать новые знания и способы деятельности, обобщать знания и применять их на практике.

Урок-экскурсия – это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется как в условиях классного помещения, так и на природе. Уроки-экскурсии вне помещения на улице имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

В начале урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе по теме «Осенние изменения в жизни растений и животных» была сообщена тема, поставлены цели и задачи урока. В конце урока были подведены итоги урока, обобщены знания учащихся. После экскурсии детьми мы оформили стенд «Золотая осень». Задания ребята выполняли по желанию: кто подбирал стихи об осени, кто загадки о грибах, кто нарисовал рисунок.

Не менее интересны уроки заочных экскурсий в лес, в зоопарк, в музей и т.д. Не выходя из класса можно побывать в разных уголках страны, мира, побывать на Северном полюсе или покорить гору Эверест. Я хочу рассказать об уроке русского языка во 2 классе. Тема урока «Закрепление по теме: «Правописание проверяемых гласных в корне слова».

Наш поселок находится недалеко от центра городского округа Домодедово, но многие дети ни разу не были в городе Домодедово. Чтобы познакомиться с городом и его достопримечательностями, мы на уроке совершили заочную экскурсию.

В начале урока детям сообщаю, что сегодня мы побываем на экскурсии в нашем городе. Но для этого нам необходимо купить билет для проезда в транспорте. Для этого выполним следующее задание: на доске записаны слова, в которых пропущены орфограммы, тот, кто правильно справится с поставленной задачей, может смело занять место в автобусе. Проверяем, если необходимо, ребята помогают товарищу.

В течение урока учащиеся выполняют разнообразные виды работ и знакомятся с достопримечательностями города. С некоторыми этапами урока я хотела вас познакомить. Чтобы не было скучно, в дороге ребята выполняют следующие задания:

  1. Какое слово лишнее?

      з.мля                           др.жать

      г.рой                           р.чушка

      л.сной                        сн.жинка

      з.имовать                   ст.ловая

      п.ля                            л.сточек

  1. Укажите слова с безударной гласной е в корне слова.

      т.жёлый                     л.теть

      цв.ток                         вес.ло

      п.сать                         щ.бечет

      ш.рокий                     кл.новый

      б.жать                        т.чёт

На станции «Спортивная» ребята узнали о спортивном комплексе «Авангард», отдохнули, выполнили задание.

 

В конце урока подвели итог. На этом занятии учащиеся не только закрепили тему урока, но у многих появилась цель – побывать в г.Домодедово.

Между уроками-путешествиями и уроками-экскурсиями трудно провести границу. Эти формы нетрадиционных уроков можно объединить в одну форму. Учителями нашей школы разработаны уроки-путешествия по разным предметам. С разработками этих уроков можно ознакомиться.

Урок-сказка. В эти уроки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания, ведь сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков.

Например, урок-сказка по произведению Алексея Толстого «Золотой ключик» или «Приключения Буратино» по теме «Таблица умножения. Закрепление» 3 класс.

В начале урока сообщается тема, ставятся цели и задачи на урок. На первом этапе дети решают примеры и узнают, с героями какой книжки они встретятся на уроке.

По дороге в сказку дети выполняют задание на логическое мышление («Как переложить 3 полоски, чтобы получить 4 маленьких одинаковых квадрата и один большой?»), решают экологическую проблему, возникшую на пруду, где живет черепаха Тортилла. Ребята при встрече с героями сказки помогли очистить пруд от загрязнения. Для этого они должны были исправить ошибки, поменяв две карточки местами.

Например,

5

6

:

9

=

4

27

 :

9

=

8

 

 

В благодарность за оказанную помощь лягушки провели с детьми физминутку. А Мальвина, как самый строгий учитель, предложила ребятам решить примеры на порядок действия.

Урок-игра. Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Уроки математики в 4 классе по теме «Нумерация чисел в пределах 1.000.000» одна из непростых тем программы 4 класса. На одном из уроков учитель сообщает, что сегодня дети не просто ученики, а служащие банка, а тетради – бизнес-блокноты, куда будут записываться все необходимые операции.

На уроке устный счет проводится работниками банка, как информационная разминка, уравнения решаются менеджерами банка, а одновременно другими служащими выполняются задания по карточкам. На уроке не забыли и про производственную гимнастику.

Урок стал необычным и интересным, а все подобранные задания помогли детям в усвоении основных вопросов этой темы.

Уроки-игры, уроки-КВНы, уроки-викторины, уроки с элементами соревнования можно объединить в один блок, т.к. основой этих уроков будет игра с элементами соревнования.

Выводы. На опыте знаю, что в выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Иногда необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения, будет достаточным. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартность, оригинальность необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей детей и самого учителя.

Любому учителю, сколько бы многоопытным он ни был, всегда приходится думать, искать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными и результативными.

2010 год

© alewsh

Сделать бесплатный сайт с uCoz