Урок русского языка "Урок-путешествие в галактику

имени существительного" (3 класс)

Учитель:                     Дорогие мои ребятишки,

                                     Давайте возьмем в руки книжки,

                                     Приглашаю я вас путешествовать –

                                     Знанья свои совершенствовать.

С давних времен существует Вселенная под названием Речь. В ней много галактик. Одна из них нам уже знакома. Это галактика – «Имя существительное». По планетам этой галактики мы и будем сегодня путешествовать.

Но перед путешествием мы должны провести небольшую разминку. Она необходима для того, чтобы узнать, готовы ли вы к трудностям, которые встретятся на пути.

I. Разминка.

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном:

1.      Что такое имя существительное?

2.      Что вы знаете о роде имен существительных?

3.      Как изменяются имена существительные?

                    а) по числам;

                    б) по падежам.

(ребята дают полные ответы на вопросы)

Учитель: С первым заданием разминки вы справились. А вот второе задание: отгадайте загадки. Если вы будете правильно называть отгадки, то на доске одна из другой будут открываться буквы и мы узнаем, что же за слово зашифровано на доске.

Через поля, через луга

Встала радуга - дуга.    (радуга)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч.   (арбуз)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Зимой и летом одним цветом. (ель)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

солнышко застлала.  (туча)

Стоит на крыше всех труб выше. (антенна)

Учитель: Первые буквы отгадок дали нам слово ракета. Учитель: Значит, путешествовать мы будем на ракете. Мы полетим в космос и откроем много новых замечательных планет. Не будем терять время. Вы готовы? (Да!)

А девиз у вас какой? (Все, что надо, под рукой)

               (Открывается рисунок большой ракеты)

Далекие звезды над нами горят.

Зовут они в гости веселых ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

Скомандует диктор: Внимание! Взлет!

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Космонавты! Надеть шлемы!

занять кресла, пристегнуть ремни.

Три, два, один – летим!

(Звучит музыка. Дети записывают: число, классная работа).

Далее на магнитофоне звучит голос:

Космонавты! Полное внимание! Мы приближаемся к планете загадок!

II. Планета Загадок.

Учитель: Долгое время на этой планете в дружбе и согласии жили гласные и согласные буквы. Но согласные буквы возомнили о себе, что они самые главные и гласные буквы в словах не нужны. Гласные буквы обиделись и решили навсегда покинуть эту планету. А пострадали от этого словарные слова, которые здесь жили. Так и стоят они теперь одиноко на строчке и никто не может их прочитать.

Это – слова-загадки.

Давайте поможем вернуть гласные буквы. Пусть на планете воцарится дружба, мир и согласие.

(открываются таблицы слов-загадок)


А теперь проверим, как мы справились с этой задачей.

(дети обмениваются тетрадями, в это время учитель переворачивает таблицы слов-загадок):

столица

 

Москва

 

 

 

горизонт

 

Родина

 

 

 

шофёр

 

восемь

 

 

 

чёрный

 

костёр

 

 

 

берег

 

 

(Дети проверяют работы своих товарищей – взаимопроверка)

Учитель: Летим дальше!

(на магнитофоне звучит голос:

Внимание! Внимание! Наша ракета совершила посадку на планете потерявшихся слов.)

III. Планета потерявшихся слов.

Учитель: Ребята, оказывается не только на Земле бывают различные стихийные бедствия. На других планетах это тоже случается. Перед нашим прибытием по планете промчался ураган. Его последствия таковы: существительные каждого рода потеряли друг друга. А потоки воды смыли безударные гласные в словах. Нам надо ликвидировать последствия этого урагана и поработать в качестве спасателей. Готовы? (Да!)

Открывается доска, на ней слова:

Сн…жинка, з…рно, л…сник, …кно, гр…бок, т…шина, м…лыш, п…лянка, уд…вление, р…стение, зв…рёк, ос…нь.

(Ребята делят страницу тетради на три части: женский род, мужской род, средний род, распределяют слова в столбики, вставляя безударную гласную).

женский род

   снежинка

   тишина

   полянка

   осень

мужской род

   лесник

   грибок

   малыш

   зверек

 

средний род

   окно

   зерно

   удивление

   растение

Проверка: ученики 1-го ряда объясняют цепочкой, какие слова записали в женский род и какие безударные гласные вставили; 2-й ряд - какие слова записали в мужской род и какие безударные гласные вставили; 3-й ряд - какие слова записали в средний род и какие безударные гласные вставили.

Учитель: А теперь, ребята, давайте составим предложения  с любыми из данных слов. (несколько учащихся отвечают с места, а затем каждый самостоятельно записывает в тетрадь свое предложение).

В это время звучит голос на магнитофоне:

Космонавты! Совершаем вынужденную посадку на планете космических танцев!)

IV. Планета космических танцев.

Учитель: Я вижу, вы устали, поэтому наша ракета вынуждена остановиться на планете космических танцев: ведь эта планета как раз для отдыха.

(вокруг доски загораются разноцветные огоньки и звучит загадочная мелодия. Каждый ученик показывает свой космический танец).

Голос на магнитофоне:

Внимание! Сигнал SOS поступил с планеты неграмотных человечков. Немедленно отправляемся туда!

V. Планета Неграмотных человечков.

Учитель: На этой планете, ребята, живут неграмотные человечки. Они плохо учились в школе, и вот что с ними стало: они не умеют грамотно писать. Давайте поможем им и научим их грамотно писать.

На доске запись:

На планете чудестные лиса и красивый прут. Ребята посидели на берегу с удочками.

(Ребята выходят к доске, стирают неправильно написанную букву и красным мелом пишут верную букву, при этом объясняя и называя правило).

Затем учитель закрывает запись на доске и дети записывают текст под диктовку.

Дополнительное задание: подписать над словами части речи (цепочкой).

Учитель: Летим дальше!

Голос на магнитофоне:

Командир корабля сообщает, что ракета делает посадку на планете Сказок!)

VI. Планета Сказок.

Учитель: Это удивительная планета. Все ее жители – герои сказок и их любимое занятие – заниматься склонением имен существительных. Они и для нас приготовили задание. Я буду называть словосочетания из известных сказок, а вы с помощью космических приборов-веерков должны указать падеж существительных:

подбежала к яблоньке                                Д.п.

вытянули репку                                           В.п.

напился из копытца                                    Р.п.

махнула хвостиком                                     Т.п.

живут в теремке                                        П.п.

Молодцы, ребята! Много планет мы увидели, но самая лучшая, без сомнения, планета – это планета с простым, но прекрасным названием – Земля. Любите и берегите ее.

(ребята в тетрадях изменяют по падежам существительное Земля, выделяют окончания, проверка цепочкой).

(Звучит голос на магнитофоне):

Возвращаться нам пора,

По местам, мои друзья!

Из полета возвратились

Мы на Землю приземлились.

Учитель: Со всеми заданиями вы справились, все трудности преодолели. Молодцы!

В память об удивительном путешествии каждому космонавту я вручаю диплом и медаль «За отвагу».

(на магнитофоне звучат фанфары)


(диплом красочно оформлен, медаль – шоколадки-медальки).

Учитель:                     Вот пришел момент прощанья,

                                      Будет краткой наша речь,

                                      Говорим вам:

Все дети хором:          До свиданья!

                                      До счастливых новых встреч!

Домашнее задание: написать небольшое сочинение, чтобы поделиться впечатлениями об этом необычном уроке.

© alewsh

Сделать бесплатный сайт с uCoz