Урок русского языка "Урок-путешествие в галактику имени существительного" (3 класс) Учитель: Дорогие мои ребятишки, Давайте возьмем в руки книжки, Приглашаю я вас путешествовать – Знанья свои совершенствовать. С давних времен существует Вселенная под названием Речь. В ней много галактик. Одна из них нам уже знакома. Это галактика – «Имя существительное». По планетам этой галактики мы и будем сегодня путешествовать. Но перед путешествием мы должны провести небольшую разминку. Она необходима для того, чтобы узнать, готовы ли вы к трудностям, которые встретятся на пути. I. Разминка. Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном: 1. Что такое имя существительное? 2. Что вы знаете о роде имен существительных? 3. Как изменяются имена существительные? а) по числам; б) по падежам. (ребята дают полные ответы на вопросы) Учитель: С первым заданием разминки вы справились. А вот второе задание: отгадайте загадки. Если вы будете правильно называть отгадки, то на доске одна из другой будут открываться буквы и мы узнаем, что же за слово зашифровано на доске.
Через поля, через луга Встала радуга - дуга. (радуга) Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар сладок, А сам похож на мяч. (арбуз) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (книга) Зимой и летом одним цветом. (ель) Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, солнышко застлала. (туча) Стоит на крыше всех труб выше. (антенна) Учитель: Первые буквы отгадок дали нам слово ракета. Учитель: Значит, путешествовать мы будем на ракете. Мы полетим в космос и откроем много новых замечательных планет. Не будем терять время. Вы готовы? (Да!) А девиз у вас какой? (Все, что надо, под рукой) (Открывается рисунок большой ракеты) Далекие звезды над нами горят. Зовут они в гости веселых ребят. Собраться в дорогу нетрудно для нас – И вот мы к полету готовы сейчас. Скомандует диктор: Внимание! Взлет! И наша ракета помчится вперед. Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой Земли. Космонавты! Надеть шлемы! занять кресла, пристегнуть ремни. Три, два, один – летим! (Звучит музыка. Дети записывают: число, классная работа). Далее на магнитофоне звучит голос: Космонавты! Полное внимание! Мы приближаемся к планете загадок! II. Планета Загадок. Учитель: Долгое время на этой планете в дружбе и согласии жили гласные и согласные буквы. Но согласные буквы возомнили о себе, что они самые главные и гласные буквы в словах не нужны. Гласные буквы обиделись и решили навсегда покинуть эту планету. А пострадали от этого словарные слова, которые здесь жили. Так и стоят они теперь одиноко на строчке и никто не может их прочитать. Это – слова-загадки. Давайте поможем вернуть гласные буквы. Пусть на планете воцарится дружба, мир и согласие. (открываются таблицы слов-загадок) А теперь проверим, как мы справились с этой задачей. (дети обмениваются тетрадями, в это время учитель переворачивает таблицы слов-загадок):
(Дети проверяют работы своих товарищей – взаимопроверка) Учитель: Летим дальше! (на магнитофоне звучит голос: Внимание! Внимание! Наша ракета совершила посадку на планете потерявшихся слов.) III. Планета потерявшихся слов. Учитель: Ребята, оказывается не только на Земле бывают различные стихийные бедствия. На других планетах это тоже случается. Перед нашим прибытием по планете промчался ураган. Его последствия таковы: существительные каждого рода потеряли друг друга. А потоки воды смыли безударные гласные в словах. Нам надо ликвидировать последствия этого урагана и поработать в качестве спасателей. Готовы? (Да!) Открывается доска, на ней слова: Сн…жинка, з…рно, л…сник, …кно, гр…бок, т…шина, м…лыш, п…лянка, уд…вление, р…стение, зв…рёк, ос…нь. (Ребята делят страницу тетради на три части: женский род, мужской род, средний род, распределяют слова в столбики, вставляя безударную гласную). женский род снежинка тишина полянка осень мужской род лесник грибок малыш зверек
средний род окно зерно удивление растение Проверка: ученики 1-го ряда объясняют цепочкой, какие слова записали в женский род и какие безударные гласные вставили; 2-й ряд - какие слова записали в мужской род и какие безударные гласные вставили; 3-й ряд - какие слова записали в средний род и какие безударные гласные вставили. Учитель: А теперь, ребята, давайте составим предложения с любыми из данных слов. (несколько учащихся отвечают с места, а затем каждый самостоятельно записывает в тетрадь свое предложение). В это время звучит голос на магнитофоне: Космонавты! Совершаем вынужденную посадку на планете космических танцев!) IV. Планета космических танцев. Учитель: Я вижу, вы устали, поэтому наша ракета вынуждена остановиться на планете космических танцев: ведь эта планета как раз для отдыха. (вокруг доски загораются разноцветные огоньки и звучит загадочная мелодия. Каждый ученик показывает свой космический танец). Голос на магнитофоне: Внимание! Сигнал SOS поступил с планеты неграмотных человечков. Немедленно отправляемся туда! V. Планета Неграмотных человечков. Учитель: На этой планете, ребята, живут неграмотные человечки. Они плохо учились в школе, и вот что с ними стало: они не умеют грамотно писать. Давайте поможем им и научим их грамотно писать. На доске запись: На планете чудестные лиса и красивый прут. Ребята посидели на берегу с удочками. (Ребята выходят к доске, стирают неправильно написанную букву и красным мелом пишут верную букву, при этом объясняя и называя правило). Затем учитель закрывает запись на доске и дети записывают текст под диктовку. Дополнительное задание: подписать над словами части речи (цепочкой). Учитель: Летим дальше! Голос на магнитофоне: Командир корабля сообщает, что ракета делает посадку на планете Сказок!) VI. Планета Сказок. Учитель: Это удивительная планета. Все ее жители – герои сказок и их любимое занятие – заниматься склонением имен существительных. Они и для нас приготовили задание. Я буду называть словосочетания из известных сказок, а вы с помощью космических приборов-веерков должны указать падеж существительных: подбежала к яблоньке Д.п. вытянули репку В.п. напился из копытца Р.п. махнула хвостиком Т.п. живут в теремке П.п. Молодцы, ребята! Много планет мы увидели, но самая лучшая, без сомнения, планета – это планета с простым, но прекрасным названием – Земля. Любите и берегите ее. (ребята в тетрадях изменяют по падежам существительное Земля, выделяют окончания, проверка цепочкой). (Звучит голос на магнитофоне): Возвращаться нам пора, По местам, мои друзья! Из полета возвратились Мы на Землю приземлились. Учитель: Со всеми заданиями вы справились, все трудности преодолели. Молодцы! В память об удивительном путешествии каждому космонавту я вручаю диплом и медаль «За отвагу». (на магнитофоне звучат фанфары) (диплом красочно оформлен, медаль – шоколадки-медальки). Учитель: Вот пришел момент прощанья, Будет краткой наша речь, Говорим вам: Все дети хором: До свиданья! До счастливых новых встреч! Домашнее задание: написать небольшое сочинение, чтобы поделиться впечатлениями об этом необычном уроке. |
|
|
© alewsh |