"Путешествие в страну Грамматику" (урок русского языка 4 класс) Учитель: К нам в гости из страны «Грамматики» приехала компания знаков препинания. Они приглашают всех нас в путешествие по этой удивительной стране. А на чем мы поедем туда – сейчас узнаем. Вам нужно только правильно назвать (угадать) имена всех гостей. (выходят знаки препинания) 1-й: На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу – Разогнуться не могу. (ребята угадывают, что это за знак, и на его груди открывается буква «М»).
2-й: На странице вверх тормашками торчу! Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу! (открывается буква «Е»). 3-й: На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться снова в путь. (открывается буква «Т»). 4-й: Я маковой крупинкой Упала на тропинку. Остановила вас – Закончила рассказ. (открывается буква «Р»). 5-й: Лягу палочкой на строчку – Проходите по мосточку. (открывается буква «О»). Учитель: Ребята, на чем же мы отправимся в путь? (На метро!) Звучит голос на магнитофоне: Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Разминка». Станция «Разминка». (просим гостей назвать любые 5 цифр от 1 до 23) Дети под этими порядковыми номерами выбегают к доске, срывают лепестки и готовятся к ответу. (В это время все записывают число, Классная работа).
Учитель: С этой задачей, ребята, вы хорошо справились. Едем дальше. Голос на магнитофоне объявляет следующую станцию. Станция «Словарные слова» Учитель: Я буду читать предложения, последнее слово в нем – словарное. Угадайте его и запишите. 1. Эта машина жнет, молотит, веет. (комбайн) 2. Утром - завтрак, а вечером - … (ужин) 3. Сегодня на улице дует холодный … (ветер). 4. Шестой день недели … (суббота). 5. Плод яблони … (яблоко). 6. Игра на льду с клюшкой и шайбой - …(хоккей). 7. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта… (пассажир). 8. Осторожно, во дворе злая … (собака). 9. Коля любит пить парное … (молоко). 10. Инструмент для копания земли. (лопата) Учитель: Пока знаки препинания помогут проверить слова, мы с вами немного поиграем. Что значит? Ответ морочишь голову - обманываешь во весь дух - быстро рукой подать - близко в час по чайной ложке - медленно склонять по падежам - ругать Подоводятся итоги словарного диктанта. Объявляется следующая станция. Станция «Во всех падежах» Определить падежи слова «мох» (с помощью вееров с названиями падежей): Жил старичок-моховичок. Из мха он сделал пиджачок, (Р,п.) Он валенки из мха скатал, (Р.п.) И сплел он гамачок. Он мхом зеленым укрывался, (Т.п.) Он сочным нежным мхом питался, (Т.п.) Во мхах он жил и не тужил, (П.п.) Он мхам «спасибо» говорил … (Д.п.) Но был он очень одинок, Тот старичок-моховичок… Учитель: А теперь, ребята, отгадайте загадку: Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа) Задание: просклонять в тетрадях существительное «школа», выделить окончания. Музыкальная пауза. С помощью ведущего ребята выполняют под музыку различные упражнения. На магнитофоне звучит: «Следующая станция»: Станция «Части речи». На доске записаны предложения: гл. сущ. п. сущ. сущ. п. сущ. гл. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. прил. сущ. сущ. гл. Снежное покрывало все поле покрывало. Задание: Определить части речи, во втором предложении найти подлежащее и сказуемое. Станция «Угадай словечко» Нужно угадать слова: Корень в слове «писать» Приставка в слове «рассказать» Суффикс в слове «книжка» Окончание в слове «вода» (расписка) Корень в слове «вязать» Приставка в слове «замолчать» Суффикс в слове «сказка» Окончание в слове «рыба» (завязка) Корень в слове «снежинка» Приставка в слове «подъехал» Суффикс в слове «лесник» Окончание в слове «ученики» (подснежники) Задание: записать слова, выделить все части слова. Звучит голос: Станция конечная. Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны. При выходе из вагонов не забывайте свое домашнее задание. Всего вам доброго! (задается домашнее задание) Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте поблагодарим знаки препинания, которые показали нам много интересного, организовав этот удивительный урок. С ответным словом выступают ученики нашего класса. Ребята читают стихотворение: Грамматика, грамматика – Наука очень строгая! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без нее Плохое было бы житье! Не составить телеграмму И открытку не отправить, Даже собственную маму С днем рожденья не поздравить! Отправляя поздравленья, Помни правило склоненья, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! А приставки и частицы – Вроде хитреньких зверьков – Им охота порезвиться, Обмануть учеников! Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая, Тебя, моя грамматика, Осилю понемногу я! Учитель благодарит всех за участие в уроке-путешествии. |
|
|
© alewsh |