"Путешествие в страну Грамматику"

(урок русского языка 4 класс)

Учитель: К нам в гости из страны «Грамматики» приехала компания знаков препинания. Они приглашают всех нас в путешествие по этой удивительной стране. А на чем мы поедем туда – сейчас узнаем. Вам нужно только правильно назвать (угадать) имена всех гостей.

(выходят знаки препинания)

1-й:     На странице я стою,

            Всем вопросы задаю.

            Согнут я всегда в дугу –

            Разогнуться не могу.

(ребята угадывают, что это за знак, и на его груди открывается буква «М»).

 

2-й:     На странице вверх тормашками торчу!

            Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу!

(открывается буква «Е»).

3-й:     На крохотное ушко

            Похожа завитушка.

            Велит нам постоять чуть-чуть

            И отправляться снова в путь.

(открывается буква «Т»).

4-й:     Я маковой крупинкой

            Упала на тропинку.

            Остановила вас –

            Закончила рассказ.

(открывается буква «Р»).

5-й:     Лягу палочкой на строчку –

            Проходите по мосточку.

(открывается буква «О»).

Учитель: Ребята, на чем же мы отправимся в путь? (На метро!)

Звучит голос на магнитофоне: Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Разминка».

Станция «Разминка».

(просим гостей назвать любые 5 цифр от 1 до 23)

Дети под этими порядковыми номерами выбегают к доске, срывают лепестки и готовятся к ответу.

(В это время все записывают число, Классная работа).

  • Какие части речи ты знаешь?
  • Их каких частей состоят слова?
  • Что такое имя существительное?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Сколько падежей в русском языке?

Учитель: С этой задачей, ребята, вы хорошо справились. Едем дальше.

Голос на магнитофоне объявляет следующую станцию.

Станция «Словарные слова»

Учитель: Я буду читать предложения, последнее слово в нем – словарное. Угадайте его и запишите.

1.      Эта машина жнет, молотит, веет. (комбайн)

2.      Утром - завтрак, а вечером - … (ужин)

3.      Сегодня на улице дует холодный … (ветер).

4.      Шестой день недели … (суббота).

5.      Плод яблони … (яблоко).

6.      Игра на льду с клюшкой и шайбой - …(хоккей).

7.      Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта… (пассажир).

8.      Осторожно, во дворе злая … (собака).

9.      Коля любит пить парное … (молоко).

10.  Инструмент для копания земли. (лопата)

Учитель: Пока знаки препинания помогут проверить слова, мы с вами немного поиграем.

    Что значит?                                             Ответ

морочишь голову              -                      обманываешь

во весь дух                         -                      быстро

рукой подать                      -                      близко

в час по чайной ложке     -                      медленно

склонять по падежам        -                      ругать

Подоводятся итоги словарного диктанта.

Объявляется следующая станция.

Станция «Во всех падежах»

Определить падежи слова «мох» (с помощью вееров с названиями падежей):

Жил старичок-моховичок.

Из мха он сделал пиджачок,                   (Р,п.)

Он валенки из мха скатал,                      (Р.п.)

И сплел он гамачок.

Он мхом зеленым укрывался,                (Т.п.)

Он сочным нежным мхом питался,      (Т.п.)

Во мхах он жил и не тужил,                   (П.п.)

Он мхам «спасибо» говорил …             (Д.п.)

Но был он очень одинок,

Тот старичок-моховичок…

Учитель: А теперь, ребята, отгадайте загадку: Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа)

Задание: просклонять в тетрадях существительное «школа», выделить окончания.

Музыкальная пауза.

С помощью ведущего ребята выполняют под музыку различные упражнения.

На магнитофоне звучит: «Следующая станция»:

Станция «Части речи».

На доске записаны предложения:

            гл.         сущ. п. сущ.       сущ.   п.     сущ.         гл.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

       прил.            сущ.                  сущ.           гл.

Снежное покрывало все поле покрывало.

Задание: Определить части речи, во втором предложении найти подлежащее и сказуемое.

Станция «Угадай словечко»

Нужно угадать слова:

Корень                    в слове «писать»

Приставка              в слове «рассказать»

Суффикс                 в слове «книжка»

Окончание             в слове «вода»                      (расписка)

Корень                    в слове «вязать»

Приставка              в слове «замолчать»

Суффикс                 в слове «сказка»

Окончание             в слове «рыба»                      (завязка)

Корень                    в слове «снежинка»

Приставка              в слове «подъехал»

Суффикс                 в слове «лесник»

Окончание             в слове «ученики»                (подснежники)

Задание: записать слова, выделить все части слова.

Звучит голос: Станция конечная. Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны. При выходе из вагонов не забывайте свое домашнее задание. Всего вам доброго!

(задается домашнее задание)

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте поблагодарим знаки препинания, которые показали нам много интересного, организовав этот удивительный урок. С ответным словом выступают ученики нашего класса.

Ребята читают стихотворение:

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков –

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая,

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Учитель благодарит всех за участие в уроке-путешествии.

© alewsh

Сделать бесплатный сайт с uCoz